ШАРТАШ
XVIII ВЕКА
В истории уральского
старообрядчества селение Шарташ под Екатеринбургом занимает особое место.
Имевшая общероссийскую известность деревня (в XIX в. село)
часто упоминается историками церковного Раскола и писателями, поднимавшими тему
русского староверия.
(…)
В историографии неоднократно
упоминалось, что деревня староверов-беглопоповцев на северном берегу
Шарташского озера появилась еще в XVII веке, причем часто
называют и якобы точную дату, относящуюся к 1670-м гг. Очевидно, что подобное
мнение восходит к статье А. Мякишева
Отметим также, что специалист по истории сибирского крестьянства XVII века В.И. Шунков, приводя список деревень
Среднего Урала на
А при ближайшем
рассмотрении реально известный Шарташ XVIII века следует
воспринимать как одно из последствий рождения Екатеринбурга.
В
При подворном опросе,
проведенном в
В 1762 году
Верх-Исетская заводская контора извещала о доношении мирского старосты
Шарташской волости: «Поселились-де и жительство они имеют в Шарташской деревне
домами своими сыздавна, еще почти с начала заведения Екатеринбургского завода».
На допросах шарташцы
обыкновенно показывали, что придерживаются «раскольнического толку, называемого
поповщина», «софонтиевского согласия», «веры софонтиевского толку» и т.п. Среди
них были известны и редкие приверженцы официального православия, как правило,
пришлые, женатые на местных староверках.
В административном плане
Шарташская деревня считалась подгородной со времени основания Екатеринбурга,
жители ее до
(…)
Следует признать, что
поселение старообрядцев на северном берегу Шарташского озера в 5 верстах к
северо-востоку от строившегося Екатеринбурга появилось по воле генерала
Геннина, и это само по себе породило множество толков. Как известно, во время
строительства Екатеринбурга в 1723-1724 гг. Геннину удалось без дозволения из
Центра принимать на поселение пришлых людей. Поток их не стал массовым, и
практика эта вызвала раздражение губернской администрации, а затем и осуждение
Сената. Из доношения Геннина в Берг-коллегию от 25 июля
(…)
Раскольничий Шарташ
заставил говорить о себе уже в самом начале
В
Здесь важно восприятие
шарташцев со стороны: уже тогда их считали скорее торговцами или
ремесленниками, чем обычными крестьянами. Сами они спустя много лет отмечали:
«Ко удовольствию нас никаких крестьянских угодий, яко то скотского выпуска и
пашенных земель не имеем, ибо оные деревни состоят в окружности лесов Екатеринбургских
заводов и золотых промыслов… Только одна густая мелкая сосновая поросль». «И
сами объявляют, что пашенных земель у себя нисколько не имеют, а только имеют
единственно от огородных овощей себе пропитание». С 1720-х гг. жители деревни
регулярно испрашивали себе проезжие паспорта до Нижнего Новгорода, в Москву, в
сибирские города и т.п., куда ездили за товарами для Екатеринбурга. Ежегодно
выезжали они и на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки. Среди местных промыслов
всегда выделялись связанные с животноводством (кожевенный, свечной, мыльный),
имелись и редкие для обычных приписных деревень, вроде портняжного и шляпного.
В 1770-е гг. шарташский крестьянин Григорий Веселков занимался лаковой росписью
деревянной посуды и железных подносов.
Кстати, во время
следствия о Замощикове прозвучали традиционные для Урала XVIII века слухи о неявленных серебряных копях и тайных плавках
серебра. Говорили о серебряной руде в башкирских землях, о наплавленном из нее
«черном серебре» до девяноста пудов, о живущем на озере Аргази шадринском
серебрянике, которому-де по мастерству было бы начеканить и «воровские»
червонцы. Серебряный промысел во все времена существовал на Шарташе; нам
известны имена шарташских серебряников Аверкия Филипповича Кузнецова (Аверкий
Филиппов, нижегородский посадский человек), Ивана Хромых, Ивана Ссорина,
ссыльного Ивана Рублевика.
Для Шарташа чрезвычайно
важными оказались события 1733 года. В феврале из Екатеринбурга, Шарташской и
Становой деревень организованно бежали 24 раскольника, многие с сыновьями,
причем с Шарташа бежали 13. Из этих упомянем К.Ф. Резанова и Якова Свининникова.
Семейству последнего суждено было стать едва ли не самым известным на Шарташе в
XVIII веке. Отметим также, что о побеге известил, в частности,
становский житель Степан Осенев, единственный тогда местный колокольный
подрядчик. Сын его Иван Осенев примкнул позже к беспоповцам и стал одним из
известнейших персонажей истории Раскола на Урале. О причинах побега и
обстоятельствах скорого возвращения почти всех беглых нам ничего не известно.
Но известно, что в мае Геннин определил перевести всех бездворных керженцев из
Екатеринбурга в опустевшие избы Шарташской деревни. Сами шарташцы четко делили
свою историю на «до» и «после» тех событий, помнили о них спустя десятилетия.
Возможно, с теми
событиями каким-то образом связано и появление на Шарташе тайной часовни.
Осенью
(…)
Я.Л. Свининников
происходил из нижегородских бобылей, от хлебной скудости с семейством своим
перебрался в Невьянский завод Демидовых, оттуда в
Более всего последствия
разгрома шарташской часовни коснулись самих Свининниковых. Еще семь лет
продолжались разбирательства по доносам Федора на собственных родителей:
«Родные отец и мать Парасковья Павлова проклинают: почто свою веру оставил и
ересь себе принял. И ежели-де будешь впредь в церковь ходить, то мы тебя
застегаем плетьми». Показательно, что екатеринбургская администрация стояла на
стороне старших Свининниковых, ссылаясь на 22 главу Соборного Уложения царя
Алексея Михайловича: «Буде который сын или дочь у отца или у матери учнут
извещать какие злые дела, и таким детям чинить жестокое наказание – бить кнутом
нещадно». Екатеринбургское духовное правление (протопоп Василий Калиновский),
напротив, всячески порицало их: «Яко губители, а не родители чинят ему [Федору
– Авт.] разврат и Святую веру православную злохулительно и бессовестно
поносят». Консистория, в конце концов, вытребовала Якова Логиновича с женой к
следствию и духовному суду – скованных в железа: «Понеже раскольникам, яко
лютым неприятелям Государству, непрестанно зломыслящим, верить не велено, а
велено расспрашивать их как злодеев».
(…)
По нашим данным, в
православие перешел и о часовне Федька донес, оставаясь в прежнем своем
бобыльском звании, после того, как перессорился со множеством односельчан,
воруя огурцы из-под ящиков с грядок и вымогая деньги. Затем он, действительно,
некоторое время жил в Екатеринбурге. Здесь по пьянке похвалялся, что за донос
пожалован полковничьим рангом, а еще был замечен в попытке шантажа двух
виднейших купцов-старообрядцев В. Сапожникова и Михаила Бармина – якобы те
поддерживали связь с попом Яковом. По его наводкам совершались налеты
солдатских команд на Шарташ. Сам он находился под караулом и в Екатеринбурге, и
в Тобольске, пока длилось разбирательство по доносу его на родителей.
Освобожден был в Тобольске распоряжением Консистории, и если и оказался в
рекрутах, так только по собственной своей воле, не имея возможности никуда
вернуться, проклятый всеми и вся…
Якову же Логиновичу
менее чем через год после освобождения с тремя старшими сыновьями оказалось по
силам круто изменить судьбы всего местного купечества. В июне
(…)
Расцвет
екатеринбургского рудного промысла пришелся на 60 – 70-е годы века, причем
шарташские крестьяне всегда играли в деле заметную роль, а Иткульский рудник
оказался «эпицентром» явления. Среди рудопромышленников-шарташцев выделялись
Семен Кузнецов (сын упоминавшегося Аверкия Кузнецова), Тимофей Краюхин (сын выходца
из Ярославского уезда), Иван Степанович Грязнов, Алексей Матвеев, Семен
Соколов, Иван Косов, Тихон Бухонин. Последний, по происхождению крестьянин
Московской губернии, прославился объявлением медного прииска по Чусовой. Занимался
рудным промыслом и знаменитый на всю Сибирь противник официального православия
Семен Сафонов (Украинцев).
В этой связи следует
упомянуть и, вероятно, самого известного жителя Шарташской деревни – первооткрывателя
золота на Урале. Точнее его следовало бы назвать открывателем Березовского
золотого месторождения, ибо золото на Урале открылось годом раньше на
Шилово-Исетском руднике.
Общеизвестно, что Ерофей
Марков (ок.
(…)
В ходе крупнейшей
антираскольничьей кампании 1750 – 1753 гг. Шарташ оказался тогда одним из
основных объектов внимания и Тобольской духовной консистории, и Екатеринбургской
духовной следственной комиссии о раскольниках. Комиссию составили священник
екатеринбургской Богоявленской церкви Афанасий Петров и священник Белоярской
слободы Иван Федоров, депутатом от заводской администрации был назначен
берг-гешворен Степан Владычин.
Следствие, касавшееся
непосредственно Шарташа, началось летом
Тимофей Краюхин (зять
невьянца Петра Зотова), поживший в Польше свояк его Миней Поляков (Строгаль),
Яков Иванович Третьяков, выходец из Невьянского завода Родион Прокофьевич Казанцев,
москвич Иван Парфентьев и бывший крестьянин московской Троице-Сергиевой лавры
Василий Бабырин, балахонец Иван Ребров, выходец из Каргаполья Павел Клюквин и
Иван Грязнов подтвердили, что в середине 40-х годов венчались или исповедовались
у раскольничьих попов Федора и Василия «в Висимских лесах». Петр
Свининников-меньшой показал о своем венчании с дочерью православного невьянца
Антона Черноскутова Маврой: «Венчан я раскольническим попом Лукою, расстоянием
от Невьянского завода на пример верст с 50 на горе, называемой Кузиной, в лесах
в избе пустой, в ночное время». Рожденный в Казанском уезде Самойло Щербаков
был даже крещен там. Многие вспоминали и о службах в сожженной в 1746 году
тайной шарташской часовне. (Иван Парфентьев особо отметил: «Но за пьянством
моим, которым я всегда одержим бываю, в то собрание на молитву меня не
впускали»). А житель деревни Становой Гаврило Щепетильников сообщил о
погребении без отпевания его брата, заметив мельком: «Понеже их раскольничьего
попа не имеется ныне».
Он был сыном московского
дворцового крестьянина Никифора Щепетильникова, который около 1726 года с двумя
сыновьями сошел из родных мест от хлебной скудости: «Кормились мирским
подаянием и черной работой». После
Следствие 1750 – 1751 гг. проводилось весьма
своеобразно. Выяснилось, например, что по подговору подследственного Краюхина
подьячий выкрал копию секретного консисторского указа. Тимофей Федорович с
отцом владел лавкой в мясном ряду екатеринбургского базара и всегда оказывал
тому подьячему некоторую поддержку: «Издавна и ныне каждотретно [по третям года
– Авт.] при случае нужды до жалованья ссужает деньгами и говядиною». Из допроса
подьячего известно об особенностях следствия: «К допросу раскольников выбирали
не всех вдруг, но порознь. И как одного допросят, тогда ж и отпустят, который
по отпуске по их раскольническому между собою неразорванному согласию может
всем объявить, что в чем он допрашиван». И более того: «Следователи попы Петров
и Федоров по допросе раскольников много раз в здешней мирской избе и в
харчевнях обще с ними пили вино».
В ходе следствия были затребованы в Тобольск
в кандалах Семен Парфентьев с сыном Андреем (бывшие жители московской Бронной
слободы) и Иван Косов с женою. А в их домах по приказу Консистории искали и не
нашли церковную утварь и старопечатные книги. Вероятно те самые, о которых
Семен Парфентьевич просил в письме жену свою Авдотью: «Которые имеются
служебные книги, то так, как глаза своего, берегите и никому не отдавайте в
люди». И хоть пыталась Авдотья Степановна вытащить мужа и сына и делала намек
консисторскому подьячему: «Принесла с собою зеленой меди чайник да горшочек да
сахару голову и о приеме оных кланялась», однако сын Андрей все же принял тогда
официальное православие. Семен же Парфентьев, или Парфенов, уже записался в
екатеринбургский посад и послужил первым посадским старостой.
По увещевании принял
тогда официальную веру в Тобольском Успенском соборе и житель Становой деревни
Семен Михайлович Нуров; жена его Ирина рожала в те дни и выхаживала
новорожденную и потому только и не была отправлена в кандалах вслед за мужем. И,
разбивши кандалы, бежал из-под караула в Тюмени приемыш Марка Сапожникова
Михайло.
…Семьи Сапожниковых и
Нуровых были компаньонами по торговым делам. Бывший крестьянин московской
Сергиевой лавры Михайло Алексеевич Нуров привел семью свою на Урал,
первоначально в заводы А. Демидова, около
Иван же Косов остался
при своей вере.
Жену его не трогали вовсе – по словам
Ивана Андреевича, она тогда собирала в Москве мужнины долги. От самого от него
отстали, возможно, потому, что дал он, как показалось людям митрополита
Сильвестра, чрезвычайной важности сведения. Он сообщил о якобы случившемся
побеге группы старообрядцев из Невьянского завода, Шарташской и Сарапульской
деревень в Польшу, Бухару и «Контайшину землю» (Джунгарию). И хоть Екатеринбург
отрицал массовый побег, показания Косова вывели на группу невьянских жителей,
укрывавших раскольничьего попа Луку. Среди невьянцев называлось имя Василия
Харитонова (Лапшина) – деда знаменитого екатеринбургского купца.
К весне
А в апреле
Жена командира
Екатеринбургских рот капитана Елизара Назарьева Анна Артемьевна заезжала по
чьему-то приглашению на чьи-то именины на Шарташ. По некоторым свидетельствам,
«была в то время пьяна и во объявленной Шарташской деревне ездила по улицам и
пела песни». В обратный путь коляску ее провожали трое шарташцев, в том числе
Петр Свининников-меньшой и шурин его Степан Черноскутов. На пути на них наехали
трое верховых солдат, и ни те, ни другие не пожелали уступать дороги, а
пожелали подраться. На помощь Петру прискакал верхом брат его Василий (жене его
тоже досталось). Солдата Фрола Третьякова, поколотивши, обезоружили, насильно
увезли на Шарташ, продержали там до утра, напоили вином (он утверждал, что тоже
насильно), зашили порванную шубу и замазали кровавые пятна на ней мукой.
Показательно, как повели себя при дороге
солдаты, не разобравшиеся, что раскольники везут «капитаншу»: «Наехали, будто
разбойники и закрычали, чтоб воротить в сторону... [Солдат Фрол Третьяков –
Авт.] ударил проводника обнаженною шпагою… Товарищи его проводников стегали
конскими плетьми… Жену Назарьева называли с прочими разбойницей».
Потом оказалось, что
солдат Третьяков ехал на Шарташ за долгами, самовольно оставив караул. Его
наказали тогда шпицрутенами, а спустя четыре года еще за несколько
правонарушений присудили кнут с вырезанием ноздрей и каторжную работу. На
допросах он всегда сильно упорствовал, «и едва в таких его поступках человек с
десять с ног его валили».
Среди шарташцев горше
всех досталось Петру-меньшому: наказание кнутом фактически означало пожизненное
клеймо вора и разбойника.
В
На этот раз, однако,
комиссии не дали развернуться. Поверенный Верх-Исетского завода Федор
Артабалевский постоянно жаловался в екатеринбургскую администрацию: «Следователи
своевольно чинили приписным раскольникам деревень Шарташской, Становской и
Сарапульской напрасное разорение и крайнее в заводских работах препятствие… Приписной
деревни Шарташской жители от домов своих все почти в бегах находятся от напрасных
притеснений следователей». Недовольство высказывал екатеринбургский протопоп
Федор Кочнев. Член Главного правления Егор Арцыбашев прямо грозил священнику С.
Алексееву: «Тебя, попа, возьму в розыск и потом сошлю в Нерчинск в вечное поселение».
(…)
Владелец ВИЗа граф Р.И.
Воронцов после встречи с Косовым оказал не просто моральную поддержку
шарташской общине и не только напрямую обратился в Раскольническую контору
Сената, но и проинструктировал посланца, а через него и тогдашнего старосту И.
Грязнова, дабы те действовали юридически грамотно. Сверх того он обещал
потратить личные средства на возмещение всех расходов Шарташа и на покрытие
возможных штрафов (с последующим их возмещением заводской работой). Это редкий,
если не сказать уникальный подобный случай в истории Урала. Кульминацией тех
событий, как и в целом давления официальной церкви на Шарташ, можно, вероятно,
считать арест на екатеринбургском базаре И. Грязнова и последовавший за этим
массовый – поверенный ВИЗа Андрей Щипунов уверял, что поголовный – побег
шарташцев в мае
Хотя младший Петр
Свининников получил-таки плетей за показание по пьяному делу на прапорщика
Кокшарова «слова и дела». А десятерых раскольников отправили «к увещеваниям» в
Тобольск, в том числе шарташских жителей М. Резанова, Л. Кузнецова, И. Коурова
с сыном Федором, Захара Комягина, Петра Свининникова-меньшого.
Комиссия, действительно,
скоро прекратила деятельность, ибо с воцарением Петра III, а затем и
в екатерининскую эпоху «неуказными требами» власти уже не интересовались. А
интересовались власти беглыми. Интересовались, как это у них получается?
Шадринский колдун Яков
Марков рассказал на допросе, как это примерно получается: «Обещал их увесть в
приписную деревню Шарташ к кержакам, говоря им, что у тех кержаков поделаны
особые для укрывательства беглых людей избы, и во оных имеются потайники под
тремя полами, уверяя, что их никто там не найдет. А что-де те потайники у тех
кержаков есть, и он, Марков, знает по тому, что Ольховской слободы крестьянина
(…) две дочери девки теми кержаками приняты и поныне живут. А если-де оные
кержаки их не примут, то-де есть у него приятель деревни Становой кержак же
Федор Булычев, который-де деревни Шарташской к кержакам напишет письмо, то-де
со оным беспрепятственно их примут».
Пойманные в разные годы
беглые, называя на допросах Шарташ, говорили о стоящих «особо на отставку
избах», выстроенных якобы специально для укрывательства пришлых людей, о
возможности купить письменные или даже печатные покормежные, о двоеженцах или о
постриженных в лесных кельях в монахи «лжестарцах» – о пришлом Савве Пельмене
или же о своем, местном «старце Тарасе, настоящим именем Тит Калашников». Или вдруг
оказывалось, что на Шарташе правят по-своему духовные книги: «В Шарташской,
Становской и Сарапульской деревнях не только тайно, но и явно начали
раскольничью ересь размножать и книги новоисправной печати, переправливая по
своему суемудренному мнению, продавать. Как то раскольник Василий Калашников
сказался, что продавал Псалтирь со возследованием, коя по осмотру явилась
подлинно переправливана». Кстати оказалось, что в конце 50-х – начале 60-х гг.,
а значит, и во время деятельности Следственной комиссии, на Шарташе жил пришлый
из Казанской губернии беглый раскольничий поп Петр Красноперов. Восемь лет
подряд крестил и венчал тамошних жителей, часто выезжая и на демидовские заводы.
Еще говорили, что опять
появилась на Шарташе часовня.
Нижегородский беглый
раскольник из дворцовых крестьян Потап Яговитин рассказывал в
И похоже, что укрывательства
беглых старообрядцев на Шарташе становились организованными.
В то время в Тобольск из
Польши старообрядцев выводили целыми партиями. Среди выведенцев сложился
устойчивый слух, и многие специально направлялись в Екатеринбург: «Прослыша,
что вышедших из-за польской границы при Верх-Исетском заводе приписывают при
Шарташской деревне». И в апреле
С пыток допрошенный
показал, что с Шарташа специально приезжали организовывать побеги Исай Зубков и
Иван Грязнов-малой, а на Шарташе беглых укрывал Никон Маслов.
Действительно, уже в мае
в лесах по берегам Шарташского озера поймали восьмерых беглых мужчин и семь
женщин. Всего беглых из Тобольска, местных укрывателей – «пристанодержателей» и
имевших паспорта выведенцев из Польши было задержано более шестидесяти.
Из подметного письма, подброшенного на крыльцо
недавно построенного екатеринбургского Екатерининского собора, стало известно
также о том, что мать беглого из Тобольска солдата просто заплатила укрывателям
его на Шарташе. Грязнов под пытками назвал еще несколько имен укрывателей
беглых и несколько же случаев «взяток» за укрывательства. Обыкновенно за одного
человека брали от 20 до 30 рублей. А мать одного из беглых же солдат упомянула
о связи Шарташа с селением Иргизы под Саратовом, «где вышедшие из Польши поселены».
В Тобольске, где также
велись допросы с пристрастием, стало известно, что к шарташскому старцу Тарасу
постоянно заходят (или заходили?) прибывшие из Тобольска старцы же Яков, Гидеон
и Феодосий. Двое из них были выведенцами из Польши, записанными в новые полки,
а затем бежавшие. Феодосий жил ныне в деревне Сибирской (Малый Шарташ). Якобы
они и обговаривали все тонкости переправки беглых из Тобольска.
Тот, кого шарташцы
называли старцем Тарасием, в 1744-м 23 лет от роду ушел из Екатеринбурга из
бобыльской семьи Василия Михайловича Калашникова, пять лет прожил на берегу
Черноисточинского пруда в лесной келье у старца Никодима, где и принял постриг.
Когда тот исчез – «скрылся, ушел, а куда не знает» – с племянником его
перебрался Тарасий к Нижне-Тагильскому заводу. Там, на речке Полуденной в 18-и
верстах от завода в двух лесных же кельях жили старица с белицей и еще один
дед. Около балаганов своих железной мотыгой взрыхляли они небольшой участок и
сеяли хлеб, плели лапти и носили на продажу в завод. Потом ушел Никодимов
племянник, одна за другой померли старица и белица, и там же у келий Тарасий с
дедом их и закопали, ушел с лаптями в завод и дед этот и не вернулся. Потом и
самого Тарасия схватили с лаптями дозорные полицейщики в Нижнем Тагиле на улице
Ружейниковой. На допросе в Екатеринбурге в
К тому времени меж
заводскими властями и раскольниками сложилось согласие: власти не тревожат
раскольников, если те исправляют положенную на них заводскую работу. А чьими
руками – их дело. Поэтому на Шарташе сложилась и другая, более изощренная,
форма укрывательства.
В том же
Теперь уже доходило до
того, что шарташцы втроем силой отбивали беглого крепостного с Шайтанского завода
Никиты Демидова – в
Кстати, на самом
Шарташе, по словам Кочнева, ситуация была та же: «Священников с причетники за
описью в домы свои не пущают». На
О том, что шарташцы
всегда умели скрывать свои внутренние дела, свидетельствует следующий факт: о
сильном пожаре, случившемся в деревне 8 мая
Согласно запрошенному от
старосты рапорту, сгорело 30 домов, а пожар по неустановленной причине начался
во дворе жителя Федора Иванова. Сенной сарай с оставшимися от зимы пятью возами
сена загорелся в 8-м часу вечера, когда все уже спали. Почти тотчас заполыхали
и близко стоявшие избы Иванова и соседа его Семена Парфентьева: «Вся та деревня
имеет селение весьма стесненное строением». Никто не погиб, многие спаслись от
пламени, выбежав в одних рубахах на устроенные у озерного берега бревенчатые
обрубы. Туда же стаскивали скарб – «шарабару», «шкарбет».
И в ходе расследования
выяснилось, что ровно за неделю до пожара – само по себе довольно подозрительно
– Иван Грязнов-малой и Иван Косов письменно объявляли: еще-де в феврале на
Ирбитской ярмарке случившийся там из ссылки Петр Свиниников-меньшой грозился
поджечь дворы четверых шарташских жителей. «На что многие ему проговаривали,
что-де неподалеку живут от тех дворов и братья твои родные. И напротив того он
сказал: я-де брату Петру и сестре велю выбраться, а Василья-брата сожгу совсем».
Петр-меньшой жил тогда в
Ишиме, сосланный за грабеж вдовы – пограбил он и пытался продать керженский
кокошник и «правский» (подлинный) жемчуг. В Ишиме его допросили, за самовольный
отъезд на Ирбить в третий раз наказали кнутом и сослали еще дальше – в
Усть-Каменогорскую крепость. Потом оказалось, в Ишиме жила, тайно сюда
перебравшаяся с тремя сыновьями, жена его Мавра, здесь родила четвертого и
потому только не отправилась за мужем дальше в Сибирь. Еще оказалось, что путь
с Шарташа на Ишим вполне налажен и что часто ночевали у Петра-меньшого земляки
его, заезжавшие в Ишимский и Ялуторовский уезды по торговым делам. Обыкновенно
здесь покупали для Екатеринбурга и демидовских заводов рыбу возами и коровье
масло бочками. Когда в Ишиме арестовали Петра Свининникова, в доме его попался
и шарташский житель Василий Тягин с подложным паспортом.
Тягин состоял со
Свининниковыми в родстве. Происходил он из государственных крестьян Московского
уезда, на Шарташ перебрался с сестрой Матреной в конце 50-х к родной тетке.
Здесь женился он на дочери Василия Свининникова, а Матрена вышла за местного
Ивана Федорова, за глуховатость прозванного Байнаухом. И теперь оказалось, что
родная деревня Тягиных под Москвой значится уже помещичьей. И вот Василия
Тягина с женой и детьми под конвоем отправили работать барщину, а детям Матрены
и Ивана Федорова-Байнауха суждено было остаться на Шарташе и стать известными
екатеринбургскими купцами Байнауховыми.
Одним из последствий
пожара
Большая проезжая дорога через Шарташ уже давно
и серьезно влияла на местный уклад жизни. Особенно ярко это проявилось в 1760 –
1762 гг. Тогда, согласно указу Сибирского приказа, по Екатеринбургскому
ведомству перемещались кабаки, и один из них должен был появиться на Шарташе. В
октябре
В Верх-Исетскую
заводскую контору шарташцы подали мирской рапорт: «Егда оный [кабак] построен
будет, тогда единственно все оной деревни обыватели, яко живущие в уединенном
месте, принуждены будут терпеть от пьяных людей превеликие обиды, грабежи,
воровство и проч. А заводским работникам за тем может последовать совершенная
остановка, понеже и без оного поныне проезжающие с Березовских рудников
ремесленники пьяным образом чинят многие обиды и некоторые покражи. А когда
построен будет кабак, тогда многие из отпущенных в город для покупки хлеба
вместо оного станут деньги пропивать на вине, зная, что тут команды их нет… А
иные станут бегать от работы». Крестьянство поминало уже сложившийся в
Екатеринбурге обычай заезжать в Шарташскую деревню «под образом гуляния для
пьянства». Чаще прочих этим увлекались казаки ведомства Екатеринбургского
комиссарства (бывшей таможни): «Известные напрасных обид содетели».
Против кабака выступила
и Верх-Исетская контора, упирая на то, что основными потребителями будут
прохожие березовские работники, но никак не шарташцы: «Все – записные
раскольники и вина пить люди не заобыкновенные. К тому ж, по большей части, все
они обращаются для промысла в отлучках». Администрация золотых рудников
(Григорий Клеопин), на землях которых стояла деревня, сообщила: «К тому ж около
деревни Шарташской и в самой той деревне есть ширфы с золотосодержащими
рудами».
В конце концов, общие
требования поддержало и Главное правление (И. Юдин, Е. Арцыбашев).
(…)
Тогда же на Шарташе были
поселены около 60 ссыльных – фактически на них и были возложены заводские
перевозки.
Ситуация опять
изменилась в середине 1760-х гг. Во-первых, в команде тогда учрежденной
Экспедиции изыскания цветных камней постоянно трудились ссыльные колодники – до
200 чел. и более, и постоянное конвоирование их до Горнощитских и Становских
(вблизи деревни Становой) мраморных копей обеспечивали крестьяне
Екатеринбургской слободы. Во-вторых, в Екатеринбургском ведомстве наконец-то сняли
таможенные заставы, и резко усилилась нагрузка на тех же крестьян по подводной
гоньбе. И в
И надо полагать, отчасти
поэтому, шарташцы так старались, привечая беглых, а может, и организуя им
побеги. На плечи пришлых людей они готовы были взвалить заводские работы, себе
оставляя лишь целовальничью службу.
(…)
Но главное, это
неизбежно вело к вовлечению в торги и прибыльные промыслы. С учреждением в
Так, в
На
В первом же списке екатеринбургского
посада
В 1750-е гг., несмотря даже на
зарождение рудного промысла, основными доходными занятиями шарташцев начали
утверждаться торговля рогатым скотом, мясной промысел, переработка продуктов
животноводства. Тогда сложился и основной маршрут закупок скота и коровьего
масла – Троицкая и Челябинская крепости, куда шарташцы возили тележные колеса,
ильмовые (вязовые) ободы и прочее местное рукоделие. Первоначально промысел был
основан на собственной переработке. В частности, развитию кожевенного промысла
способствовали росшие по берегам Шарташского озера дубравы – о них часто
упоминается в заводской документации XVIII века. Для дубления кож
в чанах требовалась кора дуба, в крайнем случае, вяза, а при мельничной плотине
Грязновых на Исети имелась дубовая толчея.
(…)
К
Здесь неизбежно
возникает тема противостояния купеческого Екатеринбурга и торгового Шарташа. В
том же
Отметим только, что
среди екатеринбургских купцов, наиболее рьяно выступавших против шарташских
торговцев, большинство сами были выходцы с Шарташа, многие продолжали там жить.
Именно они начали натиск на Шарташ. В
Шарташцы негодовали: «Содержим
при себе по небольшому числу для выезду лошадей и для пищи коров. И для
прекормления оных в летние и осенние времена завели при той деревне около озера
Шарташа по малым лужкам и по расчищенным местечкам скотские выпуски. И
удостоили к тому озеру водопойные приступы. И тем довольствовались без нужды,
ибо кроме оных других близ той деревни к тому скотскому выпуску угодных мест не
имеется… И ежели они, посадские, то месят заселят, то шарташскому скоту не
токмо выпуску быть, но и к водопою приступу не будет… А кругом той Шарташской
деревни все лесные и чащевитые места, а с другую сторону по самую деревню отвод
к Березовскому заводу, да и пригодных в той стороне к скотскому выпуску мест не
имеется. К тому ж, где оные посадские отвод получили, на том месте намерены
были споряд от деревни строиться домами шарташские крестьяне, и некоторые для
того уже то место расчистили».
(…)
В те времена самовольно
записавшегося в староверы на Шарташе крестьянина Тобольского ведомства еще
могли по старой памяти побить палками, выдрать у него бороду, в цепях отвести в
монастырь и две недели продержать голодом для увещевания. Но и выбранный от
Верх-Исетской конторы поверенным Иван Косов мог запросто и вполне официально,
хоть и словесно, попросить пильного теса на постройку на Шарташе часовни. И в
В 1780-е гг. после
административной реформы, даровавшей Екатеринбургу статус города, и после
открытия Сибирского тракта здешние торговые люди в массовом порядке обратились
к мясному торгу. Рогатый скот и лошадей от крепостей Исетской провинции водили
тогда тысячами голов. Каждая шарташская семья, занятая мясным торгом, запросто
держала на продажу от полусотни до полутысячи голов крупного рогатого скота.
Один из Благиных (фамилия известна по их отношению к иконописи) держал 600
голов. На Шарташе завелись почти два десятка новых салотопен, кожевен,
маслобоен, мыловарен и сыромятных заведений, сложилась еженедельная ярмарка
скота и продуктов животноводства. Шарташ неуклонно превращался в город, и
купеческий Екатеринбург не мог уже с этим мириться.
В
(…)
1. Мякишев А. Первооткрыватель золота
Ерофей Марков. // Уральский современник. Свердловск, С.1953. С.233-243.
2. Шунков В.И. Вопросы аграрной истории
России. М., 1974. С.109-110.
Опубликовано: Вестник музея «Невьянская
икона». Екатеринбург: Автограф, 2010. Вып.3. С.262-290.
.