У этой
науки много схожего с нумизматикой, но она никогда не была и никогда не станет
доступной многим. Эта наука тесно связана с геральдикой, и трудно сказать, где
кончается одна и начинается другая. Сфрагистика — историческая дисциплина о
печатях — хрупка, как сургуч, оттиснутый на бумаге, благородна, как древние
тексты.
Увлечение
нумизматикой, собирание монет, может прийти в каждый дом. Сфрагистика жива
архивными документами и неохотно выходит из стен архива. Поэтому столь редки и
даже уникальны сфрагистические сборники, гораздо
менее распространенные, чем нумизматические. Поэтому лишь исследователи,
работавшие в архивах, знают, как притягательны и эстетичны оттиски цветного
воска, красного и черного сургуча на старой бумаге.
Но при
всей своей кажущейся отчужденности и замкнутости сфрагистика удивительно
тонко связана с развитием общества и, может быть, теснее остальных исторических
дисциплин — с людскими душами, душами конкретных людей. А сухое научное
определение печати, как знака, удостоверяющего юридическую силу документа, уже
не кажется таким сухим при знакомстве с красотой рисунка, с затейливыми или бесхитростными
символами.
Редки сфрагистические сборники и
альбомы, на Урале же подобное издание выпускается впервые. Авторы его пошли
по пути художественной фиксации изображений печатей. Из нескольких
полуразрушенных, не вполне сохранившихся или разорванных пополам на конверте
оттисков восстанавливались исходные рисунок и
надпись. Таким образом, передача цельного изображения, художественная реконструкция
оттиска была признана важнее академизма. В издание вошли также фотографии
подлинных указных рисунков, на основе которых мастера-серебрянники
резали медные и стальные матрицы. Хронологически указные и восстановленные
рисунки относятся к 20-50-м годам XVIII века, тематически — к горнозаводскому
Уралу.
У истоков
уральской горнозаводской сфрагистики стоял Василий Никитич Татищев, первый
русский историк. Конечно, это не значит, что до него в здешних документах, в
том числе и связанных с горнозаводским производством, не встречалось сургучных
отпечатков. Но именно с его приездом начала складываться местная символика,
появилась печать, ставшая точкой отсчета развития сфрагистики региона.
В 1720 году в городе Кунгуре при
участии В.Н.Татищева и под его началом был образован регионально-отраслевой
орган горнозаводского Урала — Канцелярия Горных Дел. 11 (22) января 1722 года
В.Н.Татищев предложил учредить печать нового органа, который под названием
Сибирского Горного Начальства находился к тому времени в Уктусском
заводе (в черте современного Екатеринбурга): “Дабы в Вышнем начальстве был Сибирский герб с некоторыми
горными знаки, яко: кирка, молоток или тому подобное”[1]. Простой сибирский
герб, вырезанный, в частности, на печати Тобольской
(Сибирской) губернской канцелярии, представлял собой двух соболей и стрелу
между ними.
Предлагая совместить старую сибирскую и новою
горнозаводскую символику, В.Н.Татищев имел в виду, что и само Горное Начальство
должно располагаться в Тобольске, центре Сибирской губернии. Сам акт вручения
новой печати рассматривался им как равнозначный
приданию Начальству статуса Вышнего и переносу его в Тобольск[2]. В подчиненных
Нижних Горных Начальствах горные кирка или молоток должны были накладываться на
гербы провинций.
8(19)
марта 1722 года В.Н.Татищев прямо обратился в Берг-коллегию о потребности перемещения
Горного Начальства из Уктуса в Тобольск [3], и при
получении на то согласия вся история Урала могла бы пойти по-иному. А днем
ранее Берг-коллегия утвердила положение о первой печати горного ведомства Урала:”Быть по мнению капитана Татищева, и у оной печати написать
кругом: Печать Его Императорского Величества Всеросcсийского Сибирского Вышнего Горного Начальства”[4].
Заказ на ее изготовление получил Московский монетный двор. Никакого переезда в
Тобольск не предусматривалось, и в апреле 1722 года В.Н.Татищев начал
подготовку к строительству каменного Начальства в Уктусе[5].
Уктусский завод становится столицей горнозаводского
Урала.
20 августа
была получена наконец печать из Москвы. По ее ободу
шла надпись: “Его Императорского Величества Вышнего Горного Начальства”.
Рисунком печати стал не сибирский герб с “горными знаками”, а российский
двуглавый орел, долженствующий подчеркнуть независимость новой структуры от
губернской власти. Печать включала и совершенно новую и непривычную геральдическую
деталь. На груди орла вместо щита с древним московским гербом — всадником,
поражающим копьем дракона, — появился живой и веский горный знак, “мужичек с киркою”[6]. К сожалению, не сохранилось оттисков
печати, как не сохранилось и документальных свидетельств об авторстве рисунка.
В любом случае, “мужичек с киркою” стал первым
изобразительным символом горнозаводского Урала, возможно, самым емким и точным,
хотя и простейшим. И дело вкуса видеть в “мужичке” обычного работного человека
или усматривать здесь отголосок европейских легенд о “маленьких горных людях”
— гномах и карликах, с которых начинается горное дело в любом краю.
А горное
дело начиналось всерьез, и уже зазвучало здесь, как и по всей Европе, многовековое
саксонское пожелание рудокопам “Глюк
ауф!” и даже закрепилось как название за одним из пыскорских рудников. Уже появилось немецкое слово “фарт”, уже утверждались свои собственные традиции, свой язык
и манера поведения, свое мироощущение местных “горных людей”. И, наверное,
первым, кто осознал тягу молодого горнозаводского края к своей особой легенде,
кто почувствововал и сам же начал творить ее, был
голландец Виллим де-Геннин.
За десять
дней до получения печати Сибирского Начальства Василий Никитич Татищев оказался
отстраненным от его руководства: велась тяжба с Демидовыми. Весной 1722 года
Главным горным командиром уральских казенных заводов Сенат назначил генерала Геннина, поднимавшего прежде заводы на Олонце,
одного из самых грамотных и талантливых организаторов горного дела среди всех живущих в России и в Европе на ту пору и на сотни лет
потом.
В декабре В.Геннин прибыл в Уктус. 12(23) марта 1723 года началось строительство
крупного завода на Исети, а в июне Главный горный
командир несколько неожиданно предложил его название, необычное для Урала, где
горные заводы назывались по реке, на которой заводилась плотина. Новый завод
— главный завод и центр управления казенного
Урала — стал известен как Екатеринбургский, и в названии “Екатеринбург” (Экатеринбург, Катариненбург)
саксонские и шведские мастера — контрактеры
явственно слышали не только имя жены Петра I, но и имя святой, чтимой в их
странах покровительницы горных ремесел.
Легенда
края рождалась и укоренялась ежемесячно, ежедневно, и Главный горный командир -
сама должность со временем должна была стать легендарной — лишь способствовал
этому. В 1724-м, спустя ровно год после начала строительства Екатеринбурга, 12
марта старого стиля В.Геннин подписал неимоверно
подробный указ, всеохватный, в духе Петра регламентирующий все и вся,
состоящий из 55 пунктов. Указ адресовался двум его ученикам Никифору Клеопину и
Константину Гордееву, привезенным с Олонца и
недвусмысленно намечаемым себе в преемники. В пункте 45, едва ли не самом коротком,
предписывалось изготовить новую главную печать Урала — печать Сибирского Обер-бергамта[7] (так с августа 1723 года, с момента
переезда горнозаводской администрации из Уктуса в
Екатеринбург, называлось Сибирское Вышнее Горное Начальство).
Своей
рукой Геннин попытался изобразить рисунок
разработанной им печати, сложный, состоящий из абстрактных символов, —
запечатленная легенда края. В центре — обвивающая столб виноградная лоза с
гроздьями, у подножия — ручные горные инструменты (заступ, кирка и молот), в
верхней части — рука Бога, с небес поливающая из кувшина лозу, по кругу поля
печати — надпись: “За труды Бог дает плод”. Надпись по ободу интересна тем, что
в ней сохранено прежнее, даже расширенное название органа: “Печать
Екатеринбургского Сибирского Вышнего Горного Начальства”. Конечно, это было
явлением. Уже никогда после ни одна печать сама по себе не почиталась столь
высоко, как эта. На западе и на востоке от Урала указы, подорожные и отпускные
паспорта запечатывались обычными гербовыми печатями с привычным и понятным
двуглавым орлом или печатями с губернскими символами. Дело даже не в
невиданных здесь никем виноградных гроздьях и не в новинке для России — девизе
по полю конторской печати. Дело в том, что печать, сравнимую
по значимости с гербовой, ставила контора, стоявшая вне и над сложившейся
губернской сеткой, вне сложившейся губернской иерархии, подавлявшая новоуставным авторитетом всё прежнее местное чиновничество.
Суеверное
уважение к печати Обер-бергамта с броским,
нехарактерным рисунком доходило до того, что беглые крестьяне, окольными
путями раздобыв ее оттиск на клочке бумаги, преспокойно жили на виду у всего
мира в новом месте, нимало не опасаясь быть схваченными. И лишь изредка
сообщали любопытным или интересующимся по должности, что генерал Виллим Иванович в Екатеринбурге велел им жить в такой-то
деревне, и кормиться заводской работой, и дал на то Сибирского Обер-бергамта сургучовую печать, чтоб из той деревни никто
их вон не высылал и обид не чинил[8].
Прожив недолго, печать, тем не менее, способствовала
утверждению мысли: здесь иная земля, иной воздух, здесь, на Урале, все немножко
по-другому, чем в Европейской России и Восточной Сибири. В 1727 году печать Обер-бергамта стала гербовой и отныне оставалась
неизменной. На протяжении двух веков менялась лишь надпись по ободу после
очередной реорганизации и переименования Уральского Горного Управления
(последнее и окончательное название органа, учрежденного в 1720 году и
просуществовавшего до 1917-1919 годов). Если первый сфрагистический
“изыск” В.Геннина 1724 года привел к появлению, без
сомнения, самой выдающейся и представительной печати Урала, почти предмета
культового почитания, то его разработка 1733 года касается самой загадочной
уральской печати. По сути, речь идет о попытке создания общеуральского
герба.
В 1724 году, в пору форсированного строительства
металлургических заводов, утверждалась идея Урала Горнозаводского, региона
независимого от губернской и воеводской власти. Спустя девять лет утверждалась
идея Урала Казенного, Урала с сильным государственным сектором.
Непрекращающаяся
конкуренция казенного Урала с Уралом Демидовским в 1732-1733 годах достигла
особого драматизма. Россия решала, какое железо лучше — казенное или демидовское,
какая организация сильнее. Уже несколько управителей и
выдающихся мастеров казенных заводов скончались от разрыва сердца. 5 октября
1733 года управитель каравана с казенной продукцией каптенармус Иван Клепиков,
от которого во многом зависело, быть ли казенному Уралу, довел коломенки на
зимовку до Вышнего Волочка, опережая демидовский караван, а через четыре дня,
не выдержав нервного напряжения, покончил с собой.
А 4 октября генерал Геннин учредил
единую — не гербовую — печать для всех горных заводов ведомства Обер-бергамта, сцементировав их общей символикой — как
связав единой судьбой. “Учинить на все казенные заводы печати
из зеленой меди с надписанием и назначением сим: 1)
вокруг ее близ краев написание — Ея Императорского
Величества Уктусских, или другого коего, заводов; 2)
в середине той надписи, к верху поближе — подобие орла единоглавого,
имущего в нохтях лозу, показующую
в гору, и над ним треугольник с сиянием, что показует
и значит имя Божие; 3) ниже того — воображение
горы и при ней человека с кайлом, и при том же фабрики с трубами и колесами;
4) кругом того надписание — Божиим
благословением сие открывается”[9].
В одном
месте, в поле заводской печати, были собраны первый символ горнозаводского
Урала — памятный всем “мужичек с киркою”, центральный
элемент обер-бергамтской печати — лоза (правда, не
плодоносящая, а рабочий инструмент рудоискателя-лозоходца)
и масонский знак — сияющий треугольник с именем Бога внутри.
Печати
предписывалось вырезать гармахеру (медеплавильному
мастеру) Андрею Кузнецову, неплохо зарекомендовавшему себя выполнением
ювелирных заказов. Однако не известно, выполнил ли Андрей Кузнецов задание.
Ровно через год, в октябре 1734-го, генерал Виллим Геннин отбыл с Урала, препоручив должность и все дела
действительному статскому советнику Василию Татищеву. А, как известно, всякий
новый администратор начинает с отмены распоряжений старого.
Забегая вперед скажем, что если
не идея печати 1733 года, то, по крайней мере, ее рисунок не пропал. По
совершенно необъяснимой причине он появился на печати Тамгинской
заводской конторы в начале 1750-х годов, уже после смерти В.Геннина
и мастера А.Кузнецова.
Что такое Тамгинский завод? Предприятие для снабжения якорями и
полосовым железом Камчатской экспедиции командора Витуса
Беринга. По уговору между В.Берингом и В.Геннином в
ноябре 1733 года в Екатеринбурге, завод начали строить весной 1734 года на
речке Тельме, притоке реки Ангары (под названием Тельминский). Позднее строительство перенесли в район
Якутска, и осенью 1735 года завод был пущен на речке Тамге, притоке реки Лены.
В организации строительства завода самое активное участие принимал сам
В.Беринг. В 1742 году завод действие прекратил. Тамгинская
(Якутская) заводская контора ведала с тех пор разработкой небогатых серебряных
рудников[10]. Короче говоря, даже слово “Тамгинский”
не могло появиться на заводской печати ранее 1735 года, что исключает допуск
вероятного ее изготовления А.Кузнецовым в числе прочих по указу В.Геннина. А изготовление ее после 1742 года вообще
необъяснимо: управления рудных разработок, так называемые “горные дела”, печатей
не имели. Впрочем, в данном случае сохранялся статус заводской конторы.
Самое главное,
печать Тамгинской конторы совершенно выпадала из
системы печатей ведомства Канцелярии Главного Правления Сибирских и Казанских
заводов (название Сибирского Обер-бергамта с октября
1734 года). Система эта сложилась вскоре после отъезда В.Геннина:
новый администратор, отвергая старые названия и идеи предшественника, не
мог не предложить ничего взамен.
В 1735
году новый Главный командир, скорее всего лично, разработал клейма всех
существовавших на тот момент казенных заводов. Через два года рисунки клейм
были утверждены одновременно с рисунками печатей заводских контор. Таким
образом, каждый завод получил свою простейшую эмблему, свой символ, в некотором
роде — свой “герб”. Так сложилась система горнозаводской сфрагистики, ядро
сфрагистики региона. В настоящее время эмблемы не всех заводов поддаются
расшифровке. Однако те, что объяснимы, свидетельствуют о связанных
воедино тонкости, простоте и логике.
У Екатеринбургского и Сысертского
заводов эмблемами стали атрибуты христианских святых, во имя которых были
освящены заводские церкви и чьи имена присутствовали в названии заводов.
У
Екатеринбурга — колесо святой Екатерины, согласно легенде осужденной к казни
колесованием и чудесным образом избежавшей ее. Колесо святой Екатерины, чрезвычайно
популярный символ в католической Европе, отлично подошло заводу, где со времен
основания всячески укоренялись европейские традиции, и подчеркивалось
что Европа кончается в Екатеринбурге.
У Сысертского (официальное название “завод императрицы
Анны”, в честь Анны Иоанновны) — раскрытая книга святой Анны Пророчицы, по
преданию признавшей Христа в принесенном в Иерусалимский храм младенце.
Наверное, раскрытая книга могла бы стать знаком вообще всех пророков, способных
прочесть будущее.
У Сусанского (нижнего) завода, не имевшего собственной
церкви, рисунком клейма и печати стал колодец: восьмиугольное сечение сруба,
восьмиугольник. Скорее всего, “колодец” — русская интерпретация бассейна,
известного по библейскому сюжету о Сусанне и старцах (связь с притоком реки Нейвы, речкой Сусанной или Сусанкой, на которой был заведен
завод).
Эмблемами двух заводов, Верх-Исетского
и Пыскорского стали разные по форме христианские
кресты. У Верх-Исетского, официально названного в
честь дочери Петра “Завод цесаревны Анны”, — крест “уширенный” или ширококонечный.
Эмблема, очевидно, связана с учрежденным в 1735 году в память Анны Петровны голштинским орденом Святой Анны. Орден учредил вдовец Анны
Петровны герцог Голштейн-Готторпский Карл Фридрих,
который сделал все возможное, чтобы об этом узнали в России[11]. Вероятна также
духовная близость голштинского правителя с Татищевым.
Иначе почему Василий Никитич так скоро получил
известие о связи уширенного креста с именем Анны и не преминул использовать
его в качестве эмблемы уральского завода?
У Пыскорского завода — крест “костыльный”, с поперечными
перекладинами по концам. Как нам кажется, “пыскорский
крест” — самая сложная и многосмысловая эмблема,
поэтому мы не претендуем на окончательность ее расшифровки.
Подобная
форма креста более всего известна по флагу крестоносного королевства Иерусалимского
XI - XII вв. Крест этот ассоциировался со средневековым представлением о
земле, похожей на колесо, в центре которого расположен Иерусалим (перекладины
по концам креста — пунктиры окружности). Пыскорский
же завод более известен по своему расположению в древних землях пыскорского Спасо-Преображенского монастыря, основанного
в 1560 году. Пыскорский монастырь служил родовой
усыпальницей вотчинников Строгановых, прославившихся субсидированием
сибирского похода Ермака. Можно предположить татищевское
отождествление Ермака с крестоносцами, что и позволило соотнести
“иерусалимский крест” со Строгановыми — организаторами “русского крестового
похода”, а их пыскорскую усыпальницу — с Пыскорским заводом. Другой вариант толкования может
исходить из деятельности великого миссионера Стефана Пермского (Степана
Храпа), причисленного к лику святых, и по духу гораздо большего крестоносца,
чем Ермак. Пыскорский завод располагался в тех
местах, где в XIV веке проповедовал Стефан. Пыскорский
завод долгое время считался главным в Пермском крае и, по крайней мере, до
1734 года, до переноса из него Пермского Бергамта на Ягошиху, в обиходе звался Пермью. (Пермский Бергамт, с 1734 года Пермское Горное Начальство —
зонально-отраслевой орган с подчинением Сибирскому Обер-бергамту, Канцелярии Главного Правления заводов.)
Кроме того, завод на речке Пыскорке (или Камгорке) — единственный горный завод XVIII века, имевший
давнюю историю: он был построен там, где еще при царе Алексее Михайловиче, в
середине XVII века, действовал первый в России казенный медеплавильный
завод, тоже Пыскорский. При выборе места под
заводское строение в 1722 году первый
командированный в Пермские земли берг-офицер Игнатий
Юдин лично расспрашивал 111-летнего старика Никиту Белкина о прежнем заводе,
что “старинные люди” заводили [12]. И назначение “иерусалимского креста”
эмблемой Пыскорского завода само собой рождало идею
взаимосвязи духовной и промышленной колонизации Пермского края.
Таким
образом, независимо от того, считал первый русский историк “русским крестоносцем”
Стефана Пермского или Ермака Тимофеевича, пыскорская
эмблема, единственная среди остальных, имела отношение к местной истории.
Клейма и печати двух
заводов характеризовали вид заводского производства. Характеризовали весьма
иносказательно: эмблемами Каменского и Полевского
заводов стали астрономические знаки Марса и Венеры. Каменский
железоделательный завод со времени основания отличался среди прочих наибольшей
ориентацией на выпуск военной продукции — артиллерийских орудий и ядер. Отсюда
— знак Марса, древнеримского бога войны.
По
средневековой же европейской традиции железо вообще соотносилось с Марсом, а медь
— с Венерой. Медное сердце Урала, главный из всех казенных и частных медеплавильных
заводов — Полевской — имел все основания получить
клеймом и печатью знак Венеры (“Венуса”). Кроме того,
использование именно этих двух знаков в системе горнозаводской символики
подчеркивало единство двух начал, мужского и женского.
По
аналогии соответствия металлов античным божественным
персонажам и планетам, клеймом Нерчинского сереброплавильного и железоделательного
завода в 1749 году был утвержден астрономический знак Луны (полумесяц). До тех
пор основная, но не очень качественная продукция завода — полосовое железо — полуподпольно клеймилась “екатеринбургским колесом” в
расчете на лучшую цену[13].
И еще одно
небесное светило попало на заводские клеймо и печать.
Один из самых южных заводов в ведении Канцелярии Главного Правления,
построенный на речке Северной Полевой и составлявший единый производственный
комплекс с Полевским (речка Полевая), имел в названии
слово “север” — Северский. Это позволило эмблемой его сделать восьмиконечную
звезду, ясно, что Полярную. Вероятно, впрочем, что автор имел в виду розу
ветров: север — точка отсчета сторон света. В этом случае указная подпись под
рисунком северского клейма “звезда” — не более, чем
приблизительная русская интерпретация XVIII века, подобная “сусанскому колодезю”, который на самом деле — бассейн.
Сложнее с уяснением причины, по которой эмблемой Юговского
(нижнего) завода, стоявшего на речке Юг, притоке реки Камы, стал натянутый лук
со стрелой. Во всяком случае, вероятность, что автор заимствовал старинный
вятский герб (тот же лук со стрелой, натягиваемый рукой Бога), мала, поскольку
завод располагался не в Вятской провинции. Возможно, идея
изображения родилась от слова “юг” и мотивов классической мифологии, связывающих
лук с путем Солнца, его суточным циклом: тетива лука Аполлона натянута поперек
дороги Гелиоса-Солнца, точки прикрепления тетивы к корпусу лука ассоциируются
с восточными и западными воротами горизонта, острие стрелы направлено на порубежье между закатом и восходом — на полночь и
т.п.[14]. Однако следует помнить, что название реки не русское, а
восходит к финно-угорским корням[15], чего В.Н.Татищев мог и не знать.
А вот
якорь на печати конторы казенной Уткинской пристани
на реке Чусовой вполне объясним. Попробуйте придумать лучший символ для
главной гавани края, хотя бы эта гавань и находилась в сухопутном краю.
...В этом
сухопутном краю невысоких рудоносных гор, две из них попали на заводские
печати — лялинскую и кушвинскую.
У Лялинской заводской конторы это, по всей видимости,
Конжаковский Камень, вблизи которого разрабатывали Конжаковский медный рудник, базовый рудник завода. На
печати Кушвинской конторы — самая легендарная гора
Урала — Благодать. Богатейшее в мире
железорудное месторождение было объявлено в 1735 году рудознатцем-манси
Степаном Чумпиным, чей след в архивных документах
безвозвратно теряется спустя год. После жестокой и скрытой для глаз схватки
между казной и АкинфиСложнее с уяснением причины, по
которой эмблемой Юговского (нижнего) завода,
стоявшего на речке Юг, притоке реки Камы, стал натянутый лук со стрелой. Во
всяком случае, вероятность, что автор заимствовал старинный вятский герб (тот
же лук со стрелой, натягиваемый рукой Бога), мала, поскольку завод располагался
не в Вятской провинции. Возможно, идея изображения родилась
от слова “юг” и мотивов классической мифологии, связывающих лук с путем
Солнца, его суточным циклом: тетива лука Аполлона натянута поперек дороги
Гелиоса-Солнца, точки прикрепления тетивы к корпусу лука ассоциируются с
восточными и западными воротами горизонта, острие стрелы направлено на порубежье между закатом и восходом — на полночь и
т.п.[14]. Однако следует помнить, что название реки не русское, а
восходит к финно-угорским корням[15], чего В.Н.Татищев мог и не знать.
А вот
якорь на печати конторы казенной Уткинской пристани
на реке Чусовой вполне объясним. Попробуйте придумать лучший символ для
главной гавани края, хотя бы эта гавань и находилась в сухопутном краю.
...В этом сухопутном краю невысоких рудоносных гор, две из
них попали на заводские печати — лялинскую и кушвинскую. У Лялинской заводской
конторы это, по всей видимости, Конжаковский
Камень, вблизи которого разрабатывали Конжаковский
медный рудник, базовый рудник завода. На печати Кушвинской
конторы — самая легендарная гора Урала —
Благодать. Богатейшее в мире железорудное месторождение было объявлено в
1735 году рудознатцем-манси Степаном Чумпиным, чей
след в архивных документах безвозвратно теряется спустя год. После жестокой и
скрытой для глаз схватки между казной и Акинфием
Демидовым гора отошла в казенное владение. Она была названа в честь императрицы
Анны Иоанновны (“Благодать” — вариант русского перевода еврейского имени).
Богатства горы, давшей жизнь трем казенным заводам — Кушвинскому
(главному среди них), Туринскому верхнему и Баранчинскому
нижнему, казались современникам просто мистикой. Отсюда и предания позднейших
времен о страшной кончине Степана Чумпина на вершине
горы. Возможно, отсюда же и мистический масонский знак над вершиной,
вырезанный на кушвинской печати — имя Бога в сиянии
лучей.
Кушвинский завод
сразу стал как бы островком Европы на Урале: приезд сюда десятков саксонских контрактеров в конце 1730-х — начале 1740-х годов, второй
волны “контрактной иммиграции” после времен форсированного строительства
горных заводов, безусловно, можно считать этапным в промышленном освоении
края. Массовый приезд этот был вызван временной передачей Кушвы
во владение берг-директора, главы горнозаводского
ведомства России, Курта фон Шемберга.
Немцы везли с собой не только квалификацию горных мастеров, но, возможно, и
кое-какие нетрадиционные религиозно-этические воззрения: достаточно
ознакомиться с перепиской поверенных Шемберга — Карла
Фогта и Виллема Бланкентагена.
Словом, масонский знак оказался здесь более к месту, чем на печати любого
другого завода (или же всех заводов разом, как рассчитывал увидеть В.Геннин).
Тамгинский завод в
пору действия также имел на конторской печати какой-то рисунок-символ, своею
простотой не выделявшийся среди прочих (еще до получения разработки 1733 года).
К сожалению, описание старой печати, видимо, не было составлено, а един-ственный известный нам
оттиск утратил центральную часть. По некоторым косвенным данным, маловероятно,
хотя и допустимо, что эмблемой завода была буква. Вообще, литеры на клеймах и
печатях оказались самыми распространенными заводскими эмблемами. Литерные
эмблемы имели заводы:
Уктусский — “У”,
Верхне - Уктусский
(официальное название “Завод цесаревны Елизаветы”) — “Е”,
Алапаевский (нижний)
— ”А”,
Баранчинский (нижний)
— “Б”,
Висимский — “В”,
Ирбинский
(Красноярский) — “И”,
Мотовилихинский — “М”,
Синячихинский (нижний)
— “С”,
Ягошихинский (ныне
Пермь)— “Я”,
а точнее,
старинный вариант буквы , “юс малый”.
Последняя
эмблема — самая любопытная среди литерных, поскольку
она единственная не совпадает с написанием согласно гражданскому шрифту 1708
года, а заимствована из кириллицы. Кроме того, она может послужить уточнением
названия завода: в современной исторической литературе оно часто ошибочно
пишется с буквы “Е”.
Печать Сылвенской заводской конторы имела под литерой
дополнительный элемент — горизонтально расположенный молот. Таким образом, сылвенская эмблема, подобно каменской
и полевской, характеризовала вид производства: Сылвенский (верхний) завод являлся молотовым по профилю. В
альбоме приведен собственноручный эскиз В.Н.Татищева 1738 года.
Печати
Пермского, Казанского и Нерчинского Бергамтов (с
1734 года — Горных Начальств), а также Колывано-Воскресенского
и Оренбургского Горных Начальств — промежуточных звеньев между Канцелярией
Главного Правления и заводскими конторами — назначались гербовые, с российским
двуглавым орлом. Первоначально, до 1737 года, печати казенных заводов также
были гербовые.
Рисунками
печатей “партикулярных” заводов являлись родовые гербы их владельцев. Это
касалось и прежних казенных заводов, активно передаваемых и продаваемых в частные
руки с середины XVIII века. На практике же деловую документацию частных заводов
приказчики предпочитали запечатывать личными печатями.
Из прежних
казенных заводских эмблем самым живучим оказалось “екатеринбургское колесо”,
как и Екатеринбургский завод — самым живучим среди казенных заводов, не считая
Каменского. К тому же во всяком узле управления дело редко обходится одной-двумя конторами. Помимо заводской
конторы колесо присутствовало также на печатях Екатеринбургской казначейской
конторы (бухгалтерии) и Екатеринбургской конторы судных и земских дел,
ведавшей приписным населением свыше 20 приписных слобод и более десятка
заводов так называемого Екатеринбургского ведомства (своеобразный “горнозаводской
уезд” в составе Сибирской губернии).
Из других
екатеринбургских печатей, существовавших до 1781 года, то есть до официального
придания Екатеринбургу статуса города и пожалования городского герба, следует
отметить три из них. Принадлежали они по сути чисто
“городским” органам и самим своим существованием подчеркивали фактический
городской статус Екатеринбурга. Это печати полиции, таможни и ратуши.
Печать Екатеринбургской полиции, учрежденной в 1734 году,
третьей в России после Санкт-Петербургской и Московской, была типовой. Узор
ее не отличался от узора печатей полицмейстерских канцелярий и полиций других
городов: две пары перессекающихся наискось линий в
центре с простейшей “завязью” их по краю полотна, подпись отсутствует.
Оттиски полицейской печати накладывались как сургучные, так и, преимущественно,
“копченые” (матрица печати перед приложением к документу коптилась на свече
или лучине).
Печать
Екатеринбургской таможни также выглядит типовой: какой другой рисунок, как не весы, подошел бы лучше
подобному заведению? Однако печати внутренних таможен России, контрольных
органов внутренней торговли, существовавших до 1754 года, в большинстве своем
были месячными (по ободу - название таможни, в поле — обозначение месяца и
года), гербовыми (российский герб) или с городскими гербами. Лишь изредка
встречались рисунки самостоятельного значения, случайного или не случайного
(дворянская корона у Гжатской таможни, трехмачтовые
корабли у Нарвской и Кронштадской)
[16].
Представленный
в альбоме вариант местной таможенной печати не был единственным. Существовала
и малая таможенная печать вдвое меньшего диаметра с простейшим изображением
весов и более краткой надписью по ободу: “Екатеринбургской таможни печать”.
Гербовая печать Екатеринбургской ратуши, органа посадского
самоуправления, учрежденного в 1751 году, любопытна не рисунком, а размерами.
Она превосходила печати Московской ратуши и даже Тобольского
губернского магистрата, которому непосредственно подчинялась. А самое
главное, она в точности совпадала диаметром (35 мм) с печатью Канцелярии
Главного Правления заводов. Благодаря величине орла ратушская
печать на глаз казалась даже больше. Видно, очень хотелось самоутвердиться
местным купцам и посадским людям.
Торговая
часть Екатеринбургского посада, образованного в 1745 году, превратилась к этому
времени во влиятельную и достойную силу. И горная власть, всегда ревностно относившаяся
к своим привилегиям и внешним проявлениям авторитета, не имела ничего против
крупной ратушской печати. А если бы имела, ратуше
пришлось бы, как и попервоначалу, обходиться печатью Главного Правления
[17].
Купечество
Екатеринбурга и Екатеринбургского ведомства активно выдвинулось в пору башкирского
восстания 1735 - 1740 годов, разбогатело на военных поставках. Для горнозаводского
Урала жестокие события “Башкирской войны” — не самые почтенные воспоминания,
но и не то, что следует забывать. Многие из тех, кто поднимал заводы и раскапывал
рудники, зло соревнуясь с Демидовыми, не менее зло
сражались с повстанцами и разоряли повстанческие селения.
Конечно же, серьезные схватки происходили и между теми,
кого разделяли, чтобы властвовать — между “злыми вождями башкирскими” и
“верными” башкирами. На заключительном
этапе восстания, в 1740 и 1741 годах, по инициативе генерала Л.Я.Соймонова среди верных престолу волостных старшин и
сотников распределили изготовленные в Екатеринбурге печати [18]. В октябре 1743
году наместник Оренбургского края тайный советник И.И.Неплюев высказался за
наделение печатями всех башкирских старшин без исключения “для дачи отпускаемым внутрь их жилья башкирцам
паспортов” [19]. Печати были изготовлены также для служилых мещеряков
(мишарей) и ясачных татар края.
Рисунки
печатей, по крайней мере в 1743 году, подготовил
выпускник Екатеринбургской знаменованной (чертежной) школы Михайло Черемисинов,
очевидно, неплохо знакомый с мусульманской и тюркской символикой. Во всяком
случае, весьма показательно изображение волка — мифического родоначальника
древних тюрок [20] — на печати старшины служилых мещеряков.
Естественно,
новые башкирские печати предназначались, главным образом, для удобства и
спокойствия российской администрации и имели русские аббревиатуры. Известно,
впрочем, что некоторые башкирские старшины и вотчинники пользовались личными
неуказными печатями с насеченной на полотне арабской вязью, изготовленными,
скорее всего, в Средней Азии. Еще более интересны оттиски башкирских
печатей, бесспорно, местного изготовления с родовыми знаками — тамгами
(несложные рисунки-символы из нескольких линий).
Вообще,
тема личных печатей, как нам кажется, помимо очевидного геральдического подхода
должна подразумевать и важный конкретно-психологический момент. В эпоху до
изобретения фотографии и в среде, обходившейся без художников-портретистов,
печать (в первой половине XVIII века, как правило, перстневая, на перстне),
наверное, подсознательно служила для ее владельца возможностью
изобразительным путем выразить себя, запечатлеть свою личность.
Может быть, отчасти поэтому владелец
личной печати, не теряя ее, заказывал нередко новую печать с новым рисунком,
как бы чувствуя перемены, произошедшие в себе самом. А если и не так, все
равно, личная печать, неизбежно превратившись в талисман, более верная, чем
собственная подпись, и всю жизнь бережно хранимая
хозяином, который, конечно же, подолгу и почасту разглядывал рисунок на
полотне, неуловимо воздействовала на него, на его сознание. (Другое дело, не
всегда можно определить, где печать фамильная, где личная, а иногда и взятая
напрокат, как бытовало у контрактеров).
В любом
случае, оттиски печатей — часто единственно материальное, что остается от
умерших и давно забытых людей, не считая писем, и единственное сохранившееся
выражение их личности, не считая почерка.
Печать
может принадлежать и не самому честному человеку, но по своей идее она честна.
Ибо не ходит по рукам, как монета, и, в отличие от медали, имеет только одну
сторону.